Директор Севастопольского государственного театра оперы и балета Анна Касаткина поделилась планами в интервью изданию «Музыкальная жизнь»
30 октября в зале «Зарядье» покажут оперу «Алеко» – премьеру Севастопольского государственного театра оперы и балета. 11 и 12 ноября в Мариинском театре пройдет «Поликушка», а 3 декабря – «Алеко», дирижировать будет Валерий Гергиев.

Громкие премьеры, первая в истории города русских моряков опера – с декорациями и костюмами, гастроли в Москву и Петербург – итогами первого года работы на новом посту Анна Касаткина поделилась с журналистом Дарьей Ганиевой. Полную версию интервью можно найти на страницах издания «Музыкальная жизнь».

ДГ Аня, мы много лет знакомы, если не возражаешь, побеседуем в интервью, как в жизни, на «ты»? Предложение возглавить новый федеральный театр на этапе строительства, да еще и в Севастополе, который регулярно подвергается атакам, это, конечно, огромный вызов для любого управленца. В чем ты видишь свою миссию на этом посту?


АК В России три города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. В Москве и Петербурге – Большой и Мариинский, имеющие огромную 250-летнюю историю. В Севастополе театр еще только строится, мы находимся у самых-самых истоков. И наши задачи мы очень хорошо понимаем, они максимально серьезные.


Мы с Ильдаром Абдразаковым, художественным руководителем Севастопольского театра оперы и балета, работаем в очень продуктивном творческом тандеме уже много лет. И мы почти с полуслова, обсуждая стратегию развития, решили, что не будем дожидаться завершения строительства театра, а начинаем работу прямо сейчас. И наша задача сегодня – насыщать его премьерами: яркими балетными и оперными спектаклями. И показывать их по всей стране. Если мы пока не можем пригласить зрителя к себе – мы сами поедем к нашему зрителю. Такое вот широкое «промо» театра к своему торжественному открытию.


И вот уже в этом году впервые на фестивале в Херсонесе, на сцене, которую построили прямо посреди античного города, мы представили сразу две премьеры – балет «Поликушка» и оперу «Алеко». В мае текущего года провели первые гастроли в Москве – привезли балет «Грозовой перевал» в Большой театр. 30 октября у нас будет показ «Алеко» уже в зале «Зарядье», а далее везем спектакли в Петербург, в Мариинский театр – 11 и 12 ноября зрителей ждет «Поликушка», а 3 декабря – «Алеко», дирижировать будет Валерий Гергиев.


ДГ На какой стадии сейчас строительство? И как идет формирование труппы?


АК Строительство должны комментировать строители, а не мы. А вот формирование труппы началось. Во-первых, так или иначе костяк будущей труппы формируется в спектаклях театра. Художественный руководитель активно задействует в постановках тех, с кем у него шла работа все эти годы, – молодых оперных солистов, бывших участников образовательных программ Фонда поддержки молодых талантов Ильдара Абдразакова.


На ближайшую премьеру – оперу Прокофьева «Обручение в монастыре», которая состоится весной 2026 года, мы объявили открытый отбор, все желающие смогли поучаствовать в нем виртуально, ну а самые яркие артисты и голоса были приглашены в Москву уже на очный тур.


Балетная труппа формируется по мере появления новых премьер. У танцовщиков другой ритм – там очень много репетиций, очень важна станцованность в парах, в ансамблях, сложно заменять артистов. И художественный руководитель Севастопольского балета Ксения Рыжкова успешно решает эти задачи.


Безусловно, хор и оркестр будут набираться уже ближе к открытию театра. Мы обязательно объявим конкурсы, о которых сообщим дополнительно.


ДГ Как вообще проходила подготовка таких полномасштабных постановок, учитывая, что здание театра пока еще не достроено? Насколько это вообще сложная задача и для творческого коллектива, и для административного?


АК Мы все получаем совершенно уникальный опыт. Театр такого масштаба и уровня начал свою деятельность, не имея пока театра, труппы, какой-то стационарной репетиционной базы! Мы арендуем различные площадки на необходимые нам сроки, эта работа очень кропотливая. Много сил и времени уходит на все эти детали и мелочи, поиски, переговоры. Но мы все хорошо понимаем, к чему идем, и коллектив театра работает с оптимистичным настроем и достаточно слаженно!


И отдельно хочу сказать, что мы очень благодарны Ольге Борисовне Любимовой, Андрею Владимировичу Малышеву и всей команде Министерства культуры. И это не дежурные слова! Они хорошо понимают, в какой ситуации мы оказались, и очень поддерживают театр в его развитии. Поддержали и наши планы, поэтому «за кадром» идет огромная командная работа.


ДГ Какая вообще сейчас обстановка в Севастополе?


АК У театра на сегодняшний день две базы: офис в Севастополе, пока ждем окончания строительства театра, и представительство в Москве. Часть сотрудников работает на юге, часть – в столице. На юге – преимущественно те, кто контролирует со стороны театра строительные вопросы. Впереди у нас прием производственно-складского комплекса, квартир для артистов и административного персонала, ну и, конечно,  самого театра. Работа идет плотно на два города, мы и сами часто ездим в Севастополь – это прекрасный город! И Севастополь, и соседние города – Форос, Балаклава, Ялта – полны туристами. Обстановка там на контроле у ответственных лиц. Вместе со всей страной мы ожидаем успешного завершения специальной военной операции, и тогда, конечно, город, да и весь Крым станет еще большей точкой притяжения, в том числе мирового.


ДГ Насколько работа директора Севастопольской оперы отличается от тех задач, которые стояли на аналогичном посту в Приморском филиале Мариинского театра?


АК Сложно сравнивать филиал знаменитого на весь мир Мариинского театра с богатейшей историей и театр, который пока только заявляет о себе. Но задачи действительно отчасти схожи – в том плане, что Владивосток до появления в нем Приморской сцены Мариинского театра был тоже очень далек от классической музыкальной культуры, как и Севастополь. Приморской сцене Мариинского театра в следующем году десять лет, и судя по тому, как кардинально там изменилась публика, какую важную роль театр играет в развитии не только города, но и всего Дальневосточного региона, – в этом плане, конечно, будем опираться на такой серьезный опыт.


До того, как Россия вернула Крым, в Севастополе было почти столетнее культурное затишье. Больше века назад здесь выступил единожды Федор Шаляпин. И примерно в тот же период тут работал Леонид Собинов – всемирно известный тенор и директор Большого театра. Он здесь провел около года, но сделал для города очень многое – основал Народную консерваторию, организовал множество концертов, даже на бульварах звучала классика русская и зарубежная. И с тех пор только после возвращения Крыма в Россию здесь начали проводиться фестивали – благодаря Минкультуры России, благодаря поддержке городских властей.


И вот на завершающих стадиях строительства ключевой культурный объект, который станет точкой мощного роста всего региона, – Севастопольский государственный театр оперы и балета.



Читать полную версию.


26.10.
Воскресенье